"Защита детей в цифровом пространстве"
На уроках Информатики и ОБЖ с обучающимися 5-11 классов были проведены беседы на тему "Защита детей в цифровом пространстве".
В современном мире с бурно развивающейся цифровой средой все большую актуальность приобретает проблема отрицательного влияния информационного общества, отличающегося насыщенностью и многообразием контента , на детей, чья способность адекватно перерабатывать информацию только формируется. Исследование рисков, с которыми сталкиваются в сети несовершеннолетние, а также технологий их защиты как никогда актуально сейчас, в эпоху, когда весь мир перешел в онлайн. В силу возраста и отсутствия опыта дети особенно уязвимы для различного рода киберпреступников, поэтому их безопасности в Интернете уделяется повышенное внимание.
Обеспечение информационной безопасности личности и государства, является одним из национальных приоритетов современной государственной политик России и обеспечивается во взаимодействии законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов при участии организаций и граждан. Основу нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующей общественные отношения, связанные в том числе с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации".
Также, на законодательном уровне в Российской Федерации закреплены виды информации, запрещенной для распространения среди детей:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
4) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
5) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
6) оправдывающая противоправное поведение;
7) содержащая нецензурную брань;
8) содержащая информацию порнографического характера.
В современных реалиях особенно важно развивать у детей навыки цифровой гигиены, соблюдение базовых принципов которой позволит минимизировать уровень негативного влияния медиапространства:
1. Обновление программного обеспечения, использование антивирусных программ и уникальных и сложных паролей, двухфакторной аутентификации;
2. Воздержаться от общения с неизвестными пользователями, от распространения информации личного характера о себе и своих близких, не ставить отметки о геолокации;
3. Относится с подозрением к электронным сообщениям, требующим немедленно перейти по ссылке, позвонить или открыть вложение, перевести деньги или оплатить выигрыш;
4. Помнить, что интернет — это публичное пространство, и вести себя в нем нужно точно также, как в любом другом общественном месте.